fbpx

Стань лучше –путешествуй: как новые места стимулируют развитие мозга

Китайцы говорят, что никто не возвращается из путешествий таким, каким был раньше. И современные психологи и нейрофизиологи не станут спорить. Согласно исследованиям, поездки стимулируют креативность и создание новых нейронные связей в мозге, помогают критически мыслить, принимать объективные решения и меньше жить «на автомате». Как именно достигается такой эффект и как путешествия воздействуют на мозг разбираемся с нашим постоянным колумнистом Екатериной Ждановой.

Мозг – гибкий и пластичный

Изменения в нашем мозге происходят постоянно. В основе этого знакомое нам свойство нейропластичности — способности нервных клеток образовывать новые связи.

Когда мы отправляемся в незнакомые страны или города наш мозг меняется в усиленном режиме. Если вы ездили куда-нибудь с маленькими детьми, то наверняка заметили, как они прибавляют в развитии за какую-то неделю-две. Со взрослыми происходит то же самое. Правда, наш мозг уже не так пластичен, как детский и эти изменения не такие яркие. Но сомневаться нет причин: визиты в другие страны и города с погружением в культуру обогащают содержимое головы. Причем не только новой информацией, но и новыми нейронными связями.

Стресс наш друг

Когда мы встречаемся со стимулами «положительного стресса» — новыми вкусами, запахами, языком и часовыми поясами — мозг вынужден выращивать новые дендриты — маленькие отростки нейронов, чтобы эти стимулы осмыслить. И тем самым он становится «лучше» и мощнее, так как более разветвленные нейронные сети могут обрабатывать больше информации.

Количество и качество нейронных связей отвечает за основные когнитивные функции — память и внимание, а также за общее качество жизни.

Другой механизм положительного стресса — это выход из социальной зоны комфорта: погружение в культуру, попытка взаимодействия с людьми, которые мыслят по-другому (а может, и говорят на другом языке). Это приводит к развитию социальных навыков, которые «материально» в мозге выглядят как новые нейронные связи.

Важно не переусердствовать: согласно мнению Адама Галински, американского социального психолога, погружение в чуждую, кардинально отличающуюся от нашей культуру не дает толчка развитию. Ученый объясняет такой эффект чрезмерным стрессом, который не идет на пользу.

Адам Галински

американский социальный психолог, известный своими исследованиями лидерства, власти, переговоров, принятия решений и этики

Когнитивная гибкость

Для активации роста дендритов путешествия не обязательны. Доктор Нассбаум, американский клинический психолог и специалист по здоровью мозга, говорит, что к росту связей в мозге приводят любой новый и комплексный опыт — спорт, новое хобби или новый ресторан.

Пол Дэвид Нассбаум

американский клинический психолог и специалист по здоровью мозга

Ученые из голландии и США согласны со своим коллегой. Они показали, что разнообразный опыт — необычные ситуации, которые нарушают привычных ход событий и активируют мышление — улучшают когнитивную гибкость. Под когнитивной гибкостью будем понимать способность людей «чувствовать ситуацию» и действовать, исходя из контекста. То есть это избавление от автоматизма: когда мы лучше анализируем происходящее вокруг и поступаем так, как следует в данных конкретных условиях, а не как диктуют нам установки психики.

Хотя путешествия и не обязательны, все-таки это один из лучших примеров разнообразного опыта. Поэтому для более осознанной и вдумчивой повседневности — езжайте в новые места.

Против искажений

В статье об искажениях работы мозга мы обсуждали, как особенности мышления влияют на ежедневное принятие решений. Одними из самых труднодетектируемых являются «групповые» искажения, например эффект ложного согласия или внутригрупповой фаворитизм.

Визиты в другие страны и регионы помогают отслеживать эти искажения. Причем не просто обзорные экскурсии, а внимательное и глубокое погружение в культуру и повседневность людей. Как они живут, к чему стремятся, что их беспокоит. Также, по словам Адама Галински, межкультурный опыт может усилить чувство связи с людьми и общую веру в человечество.

Креативность

По определению, креативность личности — это уровень ее творческой одаренности и способности к творчеству. Под креативностью также понимают умение находить нестандартные решения для любых вопросов. Сегодня «креативность» в топе требований работодателей.

Креативность — характеристика мозговой деятельности. Она развивается, как и любая другая когнитивную способность. Адам Галински и его коллеги провели несколько исследований, в которых продемонстрировали положительное влияние путешествий на креативность. Одно из них показывает, что воспоминания о поездке в другую страну помогают избавиться от шаблонности и зацикленности при решении проблем. Другое показывает, как опыт жизни за границей увеличивает креативность. Бренды модной индустрии, руководители которых имели опыт жизни за границей, создавали более интересные (по оценке экспертов) коллекции одежды.

Позитивное влияние путешествий на личность и креативность совсем не новость. Еще Хемингуэй, Твен, Гоголь, Достоевский, Хаксли и многие другие использовали путешествия и переезды для развития своего творческого потенциала. А современные научные, образовательные и коммерческие организации ежегодно вкладывают огромные суммы в поддержку и развитие международного опыта (сюда входят не только путешествия, но и учеба и работа за рубежом). Например, каждый год сотни руководителей и сотрудников компании Samsung отправляются в полностью оплачиваемые поездки «путешествовать, отдыхать, изучать язык и впитывать культуру». Или другой пример: ежегодный бюджет программы Erasmus оценивается и миллиарды евро. Деньги идут на то, чтобы европейская молодежь могла учиться, работать и волонтерить за границей.

Если ваша работа, жизнь и душа просят развития креативности — пора покупать билеты. Или просить у начальства международную командировку😊

Разнообразный опыт

Как уже обсуждали выше, чтобы запустить восходящую спираль позитивных изменений в голове, путешествия не обязательны. Но визиты в другие места — это простой и эффективный способ.

Однако не все могут себе позволить ездить в новые места часто или даже хотя бы регулярно. По статистике, многие американцы не ходят в отпуск годами — чтобы не терять работу и квалификацию. В России в основном причина «нет денег». Но я часто слышу от своих друзей «сейчас не до отпуска, на работе аврал».

Если вы находитесь в одной из этих ситуаций, помните:

  • Не обязательно лететь в Париж на выходные, можно съездить в соседнюю область. Главное, чтобы ваша поездка состояла из максимума новых впечатлений, информационного и чувственного опыта (см. инструкцию ниже).
  • Путешествия — не единственный способ развивать мозг и повышать креативность: можно заняться новым хобби, начать формировать новую привычку, вступить в какой-то новый клуб по интересам для знакомства с новыми людьми. Это потребует чуть больше усилий и займет немного больше времени, но принесет свои плоды.
  • Если нет возможности инвестировать время и деньги в новые занятия, подойдут и старые добрые головоломки, кроссворды сканворды. Все, что заставляет мозг действовать не так как он привык, стимулирует его развитие.

Короткая поездка, в которой много поводов задействовать мозг, может быть эффективнее долгой и пассивно-расслабляющей. Все потому, что когда мы сталкиваемся с вопросами, которые надо разрешать немедленно — как добраться до отеля, где в этом большом незнакомом аэропорту наш выход на посадку — мозг не только отращивает дендриты, но и повышает общую способность решать проблемы. Поэтому не переживайте, если можете выбраться только на пару дней, недалеко или с каким-то сложным маршрутом — все непривычное пойдет на пользу развитию.

Побочные эффекты

Галински и коллеги заметили в своем исследовании, что интернациональный опыт (визиты в другие страны, проживание в них и впитывание культуры) приводит не только к когнитивной гибкости, но и к моральной. Исследователи продемонстрировали устойчивую взаимосвязь между обширным зарубежным опытом и аморальным поведением. В статье говорится: обширный зарубежный опыт приводит к убеждениям, что мораль скорее относительна, чем абсолютна. Поскольку люди сталкиваются с различными культурами, их моральный компас может потерять часть своей точности. Впитывая другую культуру надо быть осторожным и не забывать о своей. А также о каких-то общечеловеческих правилах.

Как правильно путешествовать

То, как стоит организовывать поездки, зависит от цели. Если вы устали настолько, что вам нужен «овощной» пляжный отпуск — лежите и отдыхайте. Но если вы хотите развить креативность и уменьшить влияние когнитивных искажений на свою жизнь, то ваша поездка должна включать:

  • новый сенсорный опыт: еда, запахи, прогулки, язык
  • информационно-культурный: общение с местными, экскурсии

Чтобы максимально полезно использовать поездку, постарайтесь погрузиться в среду, а не подстраивать ее под свои привычки. Так ваше мышление будет меняться и обогащаться.

У меня сложились несколько подходов к обогащению путешествий. Делюсь ими с вами в формате инструкций:

  • Практикуйте осознанные прогулки (это и для ежедневных перемещений полезно, кстати): переключайте внимание между телом, окружающими звуками, запахами, визуальными образами.
  • Фотографируйте не только виды и достопримечательности, но и людей. Фантазируйте над тем, кто они, как здесь оказались, над чем думают.
  • Задавайте вопросы: попутчикам-туристам, местным — хозяевам отелей и кафе, экскурсоводам и любым людям, готовым на ваши вопросы отвечать. Постарайтесь понять, насколько реальная жизнь отличается от картинки в путеводителях.
  • Пробуйте говорить на местном языке, если язык привычный, попробуйте подцепить какие-то местные слова или выражения.
  • Пробуйте и готовьте местные блюда.

Путешествуйте! Помните, что для максимальной пользы нужен максимально новый и разнообразный опыт. Изучайте местную культуру и искусство, разговаривайте с людьми. Попытайтесь понять страну, в которую вы приехали и людей, которые в ней живут. Привозите из отпуска не только сувениры и фотографии, но и обновленных и улучшенных себя.

Екатерина Жданова

постоянный колумнист АДВ Журнала, ученый и научный журналист 

Как вам материал?
10533 3 0 cookie-check Стань лучше – путешествуй: как новые места стимулируют развитие мозга no